ГБОУ «Специализированная школа № 115 г.о. Донецка»
город Донецк
  • Профессиональные стандарты

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями)

    Что такое профстандарт педагога

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

    Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

    Инструмента роста качества российского образования.

    Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

    Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    Общепользовательская.

    Общепедагогическая.

    Предметно-педагогическая

    Новые компетенции педагога:

    Работа с одаренными учащимися.

    Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

    Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

    Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

    Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

    Цель применения

    Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

    Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

    Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

    Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    Общие сведения.

    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

    Характеристика обобщенных трудовых функций.

    Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    обучение;

    воспитательную работу;

    развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

    профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

    профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики

    Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

    Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)

    Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте  МБОУ   СШ №115

    С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

    С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)

    Прежний профессиональный стандарт "Педагог", принятый в 2013- году, признан утратившим силу.

    С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

    Для кого этот стандарт?

    Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.

    Для чего этот стандарт?

    В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:

    изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;

    утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;

    несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

    Что изменилось?

    В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

    В зависимости от этого различаются их трудовые функции.

    1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.

    2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

    педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;

    педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;

    педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

    Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

    для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";

    для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

    Новшества, связанные с цифровизацией

    В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

    1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

    общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);

    общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

    2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

    3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

    4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

    5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie